Главная » Статьи » Системы противодымной вентиляции
Системы противодымной вентиляции

Ответы на возникающие у проектировщика вопросы

Как показывает практика, разработка проектных решений систем противодымной вентиляции согласно СП 7.13130, СП 154.13130 и СТУ вызывает больше вопросов, чем однозначных ответов. Реализация проекта эффективной системы дымоудаления с соблюдением требований пожарной безопасности – непростая задача, решить которую под силу только опытному проектировщику. Наша цель – помочь данной статьей разрешить возникающие в процессе работ противоречия, предложив компетентное мнение специалиста. На вопросы отвечает начальник сектора огнестойкости инженерного оборудования и противодымной защиты зданий и сооружений отдела огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования ФГБУ ВНИИПО МЧС России Б. Б. Колчев.

СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»: «6.3.2. Для возмещения объемов удаляемых продуктов горения в нижние части защищаемых помещений необходимо предусматривать рассредоточенную подачу наружного воздуха: с расходом, обеспечивающим дисбаланс не более 30 %, на уровне не выше 1.2 м от уровня пола защищаемого помещения и со скоростью истечения не более 1.0 м/с».

Возможно ли в дальнейшем внесение в нормативный документ правки, увеличивающей этот параметр до 5 – 6 м/с?

За рубежом данное требование регламентируется следующим образом: скорость 1 м/с предусмотрена в том случае, если точка подачи воздуха находится на расстоянии не более 1 м от границы дымового слоя. В противном случае – при возрастании расстояния – скорость в принципе не ограничивается.

ВНИИПО уже подало предложение на внесение подобной поправки в нормативный документ, но, скажу честно, коллеги пока не очень активно отреагировали.

СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»: «6.3.3. Все системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать с механическим побуждением тяги».

Есть ли возможность в целях компенсации дымоудаления использовать вентиляцию с естественным побуждением тяги? Будет ли это закреплено в нормативных документах?

Компенсация дымоудаления за счет автоматически открываемых ворот въезда на автостоянку – очень рациональный экономичный вариант, который по сути своей является системой с механическим побуждением тяги воздуха. Да, здесь не используются вентиляторы, но ведь и классической системой с естественной вентиляцией, работающей за счет разницы температур, ее не назовешь. Способ экономичный и рациональный, но формально текущим СП 154.13130.2013 запрещен.

Как Вы относитесь к применению в качестве системы дымоудаления на автостоянках струйной системы вентиляции?

Применение данной системы нормативно не зафиксировано, однако это не значит, что ее нельзя использовать. Существуют СТУ, существуют организации, которые занимаются разработкой СТУ, наконец, есть поставщики, желающие предложить эти системы в качестве систем противодымной вентиляции. Вопрос лишь в увеличении сроков согласования проекта.

В Европе струйная система вентиляции уже применяется, появится она и в России. Но следует очень внимательно отнестись к вопросу ее внедрения: первоначальный экономически положительный эффект при дальнейшем более глубокой рассмотрении вопроса достаточно быстро можно свести к минимуму.»

Вопрос по встроенно-пристроенным помещениям. Возможно ли для жилого здания в пределах одного пожарного отсека обустраивать общую систему противодымной вентиляции?

Можно предусмотреть для коридоров, для помещений нет.

Можно ли обустроить для коридоров подземных, цокольных и надземных этажей единую систему вытяжной противодымной вентиляции?

Если они находятся в одном пожарном отсеке, то коридоры могут быть защищены общими системами.

Каким должно быть минимальное расстояние между решеткой вытяжной противодымной вентиляции и решеткой притока на компенсацию воздуха?

На данный момент эти параметры не зафиксированы законодательно, но скоро требования будут установлены. Для коридоров минимальное расстояние по высоте между решетками должно быть порядка 2 м.

Какие способы нагрева воздуха допускаются в помещениях безопасной зоны?

Системы нагрева воздуха не регламентированы. Можно использовать и конвектор, но он достаточно пожароопасен.

Можно ли для объединения вентиляционных каналов нескольких пожарных отсеков (два и более) по высоте жилого дома перед выбросом наружу использовать объем теплого чердака?

Категорически нет, нельзя.

Вопрос по шахтам лифтов для перемещения пожарных подразделений (в многоэтажном здании с многоуровневыми парковками). Подпор воздуха в шахту лифта возможно ли осуществить одной системой в верхнюю и нижнюю зоны или нужно предусмотреть две системы?

Если на посадочном этаже шахта лифта не имеет лифтового холла, но Вы считаете, что избыточное давление на отрицательных этажах у Вас обеспечится, то делайте одну систему. Но здесь Вы поступаете на свой страх и риск. ВНИИПО в методических рекомендациях указывает на реализацию двух систем, но нормативно это не закреплено.

Для некоторых зданий разрабатываются СТУ. В преамбуле прописывается, что системы должны соответствовать требованиям СП 7.13130. Далее идет конкретизации этих требований к инженерным системам, в том числе системам противодымной вентиляции. Если существует СП 7.13130, то зачем разрабатывать конкретные требования или необходимо предусмотреть только вновь прописанные положения?

Часто приходится наблюдать такую ситуацию: в преамбуле СТУ прописывается «системы должны быть спроектированы согласно СП 7.13130», но дальнейший текст может настолько противоречить установленным нормам, что следовало бы совсем не упоминать о СП 7.13130, а прописать полный комплекс мероприятий, устанавливая свои требования. Либо написать, что системы должны соответствовать требованиям СП 7.13130 в части, не противоречащей положениям СТУ. Помните, что разработчики СТУ тоже люди и они могут не так детально владеть вопросом систем противодымной вентиляции, как Вы.

Возможно ли осуществлять сброс избыточного давления в объем лестничной клетки с помощью клапана избыточного давления (КИД)? Вопрос по тамбур-шлюзам лестничной клетки H3 с подпором воздуха.

Если клапан избыточного давления будет обеспечивать требуемый предел огнестойкости заполнения проема, то почему нет. Однако нам (ВНИИПО) пока неизвестно, имеются ли подобные разработки у производителей. С другой стороны, существует перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации. Клапана избыточного давления в этом перечне пока нет. Скорее всего, КИД скоро будет внесен в него, наравне с мягкой вставкой и решеткой.